бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Радужнинский политехнический колледж»
МЕНЮ
28Мар 2024
Что такое толерантность?

Что мы знаем о толерантности?

Я не согласен с тем, что вы говорите, но
пожертвую своей жизнью, защищая ваше
право высказывать собственное мнение.

Вольтер

Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Таким образом, она связана со свободой инакомыслия в широком смысле этого слова, а не в том, который утвердился в политической сфере, близка к понятиям милосердия и снисхождения.

Важность этого феномена в современной жизни столь сильна, что в 1995 г. ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, включающих уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, гармонию в многообразии, направленность на достижение мира и содействие замене культуры войны культурой мира.

Толерантность выражает способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении. Разумеется, при этом надо иметь в виду, что существуют границы терпимости, т.е. наличие неких моральных пределов, позволяющих не смешивать толерантные отношения с вседозволенностью и безразличием к ценностям, питающим убеждения. В противном случае пришлось бы 

согласиться с определением Г.К.Честертона: «Толерантность – это добродетель людей, которые ни во что не верят».
По сферам проявления выделяют политическую, научную, педагогическую и административную толерантность. Применительно к личности психологи различают несколько видов толерантности.

Естественная (натуральная) толерантность

Она подразумевает любознательность и доверчивость, свойственные и изначально присущие маленькому ребенку. Они не определяются и не определяют качеств его «Я», поскольку процесс становления личности, т.е. ее персонализации еще не привел к расщеплению индивидуального и социального опыта, к существованию обособленных планов поведения и переживания и т.д.

Наличие естественной толерантности позволяет малышу принимать родителей в любом виде, вплоть до крайне жестокого обращении с ним. В последнем случае она, с одной стороны, создает психологическую защищенность и позволяет сохранить позитивные отношения с семьей, но с другой – неизбежно невротизирует формирующуюся личность, снижая способность принятия себя, своего опыта, чувств и переживаний. 

Моральная толерантность

Этот тип означает терпимость, ассоциируемую с личностью (внешним «Я» человека). В той или иной мере она присуща большинству взрослых людей и проявляется в стремлении сдерживать свои эмоции, используя механизмы психологических защит.


Здесь имеет место некая условность, т.к. человек не проявляет нетерпимость, которая у него имеется, но остается внутри. Ситуационной моделью сути такого отношения являются варианты типа «обстоятельства так складываются, что мне приходится вас терпеть, но…».
Подобная схема, к сожалению, является основой современных реалий массовой культуры и семейного воспитания. И конфликт поколений тоже происходит из проявляемой его участниками квази-терпимости по отношению к ценностным установкам друг друга.

Нравственная толерантность

Как ни странно, в терминологическом поле на сей раз мы имеем парадоксальный случай, когда синонимическое значение слов «моральный» и «нравственный» разведено. Но что поделать… В отличие от моральной, нравственная толерантность на языке специалистов предполагает принятие и доверие, которые ассоциируются с сущностью или «внутренним Я» человека.

Она включает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Это дает личности преимущество не бояться и выдерживать напряжения и конфликты, миновать которые никому по жизни не удается.

Собственно, это и есть истинная, зрелая толерантность. Для оценки ее уровня
 специалисты разработали соответствующие психологические портреты, используя несколько критериев. Они могут служить подсказкой и для желающих убедиться в собственной толерантности.


Итак, что свойственно человеку толерантному (Т) и интолерантному (И)?

1. Знание себя
Т: Адекватно оценивает себя и окружающих. Способен относиться к себе критически, старается разобраться в своих проблемах, собственных достоинствах и недостатках.
И: Замечает у себя преимущественно достоинства, а у других недостатки, по поводу которых занимает обвинительную позицию.
2. Защищенность
Т: Уверен в себе, не сомневается, что справится с любой возникшей задачей.
И: Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.
3. Ответственность
Т: Не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои поступки.
И: Считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно, снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Беспричинно подозревает, что ему вредят.
4. Потребность в определении
Т: Стремится к работе, творчеству, самореализации.
И: Склонен отодвигать себя на второй план («пусть кто-нибудь другой, только не я…»).
5. Чувство юмора
Т: Живо реагирует на шутки, способен посмеяться и над собой.
И: Апатично либо мрачно воспринимает юмор. Раздраженно реагирует даже на безобидные шутки в свой адрес.
6. Авторитаризм
Т: Предпочитает демократические начала.
И: Предпочитает жесткую власть.

Как видим, толерантность – это не просто отдельно взятое качество, а результирующий фактор взаимосвязанных свойств личности. А потому, взятая на себя задача «стану терпимым!» может привести только к усилению моральной толерантности.

Просмотров: 1315 | Добавил: rpl8
Поиск
Платформа обратной связи
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать колледж лучше?
Решаем вместе
Доступная среда
Опрос для студентов и родителей
Телефон горячих линий
Год семьи
Сведения об образовательной организации
Основные сведения
• История колледжа
• Сведения об учредителях
• Контакты
Структура и органы управления образовательной организацией
Документы
• Устав образовательной организации
• Лицензия
• Свидетельство о гос. аккредитации
• План финансово-хозяйственной деятельности
• Локальные нормативные акты
• Учетная политика
• Публичный доклад
• Отчет о результатах самообследования
• Порядок оказания платных услуг
• Предписания надзорных органов
• Типовое 2-х недельное меню горячих завтраков и обедов для студентов
Образование
• Информация об образовательных программах
• Сведения о результатах приема
• Информация о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетов ХМАО - Югры, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц (в т.ч. о численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами)
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
• Руководство
• Педагогический состав
Материально-техническое обеспечение
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Паспорт дорожной безопасности
• Выпускнику
• Платные образовательные услуги
   • Порядок оказания платных услуг
   • Договор (бланк)
   • Стоимости обучения на заочном отделении и отделении ПО и ДПО
Финансово-хозяйственная деятельность
• Ссылка на официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях
Вакантные места для приема (перевода)
Доступная среда
Наставничество
Международное сотрудничество
Категории раздела
Вход на сайт